А вы аудиал или визуал? 5 заблуждений про мозг, которым мы напрасно верим

Партнёрский материал

А вы аудиал или визуал? 5 заблуждений про мозг, которым мы напрасно верим

Мозг работает только на 10%, а уровень интеллекта зависит от его размера. Несмотря на научные исследования в области нейропсихологии, мы продолжаем в это верить. Вместе с онлайн-платформой «Викиум» развенчиваем мифы о человеческом мозге, которые вы тоже наверняка слышали.

1. Мы используем мозг только на 10%

У этого мифа как минимум пять источников. Самая распространенная версия о гарвардском профессоре психологии Уильяме Джеймсе. В 1890-х годах он сравнивал IQ Эйнштейна и мальчика по имени Уильям, сына своего помощника. У физика он был равен 160, а парня – 250. Гарвардский профессор решил, что в мозгу человека есть незадействованные ментальные ресурсы. После в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и влиять на окружающих» другой автор, Лоуэл Томас, сослался на Джеймса и написал, что мы используем всего 10% своей ментальных способностей. Откуда Томас взял цифру – не понятно.

Ученые опровергли этот миф. Дело в том, что для выполнения разных задач активируются разные участки мозга. Но усилий мозг предпринимает столько, сколько нужно по ее сложности. Так при определенной деятельности активны одни нейроны, в другое время – другие. Но это не значит, что мозг задействует только 10% своих возможностей.

Как говорит профессор биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин, хороший мозг — это не тот, что активирует больше нейронов, а тот, что активирует нужные в данный момент.

2. После 20 лет трудно выучить иностранный язык

Доля правда в этом мифе есть. Но отчаиваться рано. В 2018 году ученые из Массачусетского технологического института в США провели масштабное исследование, в котором приняли участи почти 670 000 человек. Участникам нужно было указать свой возраст и когда они начали учить язык. В результате выяснилось, что английскую грамматику лучше начинать изучать не позже 10 лет, если хотите овладеть ей на уровне носителя. А вот сама способность к изучению языков сохраняется до 17-18 лет. При этом речевые навыки можно совершенствовать вообще всю жизнь (даже в родном языке!).

Но это вовсе не значит, что взрослым бесполезно учить новый язык. Тем более, если хотите освоить его на разговорном уровне. Учительница из Канады Аннет Меррит преподает английский язык иностранцам. По ее мнению, взрослые лучше ассоциируют одни вещи с другими и за счет этого неплохого запоминают Их не испугать грамматикой и пунктуацией. Они уже освоили базу, и теперь, как на стержень, нанизывают на нее новые знания.

Куда важнее регулярность, чем возраст. Школьникам быстрее учат языки еще и потому, что их учеба структурирована. У них есть расписание, учитель и доступ к качественным ресурсам – книгам, видео, играм. Взрослый человек тоже преуспеет, если будет учить язык в таких же условиях. Кроме того, пожилым людям с Альцгеймером или деменцией, наоборот, советуют изучать языки. Такая умственная активность замедляет развитие болезней.

Изучение языка, конечно, не единственный тренажер для мозга. Можно использовать игры с заданиями, которые тренируют внимание, память, концентрацию. В США этот метод популярен – есть даже тренажеры для развития памяти пожилых людей.

Устроены они так: вы выполняете задания, которые с каждой тренировкой становятся сложнее. Благодаря этому в мозге увеличивается количество синапсов – мест контакта между двумя нейронами. Так образуется нейронная сеть, от сложности которой зависит интеллектуальный потенциал человека. Гибкость ума, хорошая память и способность нестандартно мыслить – все это берет истоки в нейросети, которую человек может улучшать постоянными тренировками.

В России и СНГ один из самых крупных проектов для прокачки мозга – «Викиум». На сайте собрано больше 70 игровых тренажеров для тренировки внимания, памяти и мышления. Все они разработаны при поддержке экспертов МГУ. Вот вы вроде ищите отличия на картинках и группируете фигуры по цвету, а на самом деле развиваете внимание и память. А еще «Викиум» выпускает курсы по скорочтению, мнемотехникам, эмоциональному интеллекту и многие другие – в общем, каждый найдет для себя что-то полезное.

3. Творческие люди думают правым полушарием, а технари – левым

Этот тезис связывают с первыми исследованиями полушарий мозга, которые в 1960-х годах провели американские нейропсихологи Роджер Сперри и Майкл Газзанига. Они наблюдали за пациентами с синдромом «расщепленного мозга», и выяснили, что каждое полушарие контролирует определенные функции мозга. Например, за речь отвечает левое, а за ориентацию в пространстве и эмоции – правое. За это исследование ученые даже получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Но результаты их работы истолковали неправильно и упростили. Так появилось убеждение, что наклонности человека определяет полушарие, которое развито сильнее. Современные исследования ее опровергают. В 2013 году в Университете штата Юта просканировали мозг тысячи людей от 17 до 29 лет. Одних просили читать, а других – неподвижно лежать. Ученые исследовали активность мозга во время этих занятий. В обоих полушариях она оказалась похожей. То есть нельзя сказать, что какое-то полушарие «включается» или «выключается» в определенный момент: они работают сообща, и не важно, чем вы занимаетесь – аналитическими или творческими задачами.

4. Одни люди лучше воспринимают информацию на слух, другие – визуально

Проблема в том, что три типа восприятия информации (визуальный, аудиальный и тактильный) путают со стилями обучения. 93% британских школьных учителей были уверены, что подобрать стиль обучения — значит давать ученику больше материалов того типа информации, который он лучше усваивает. Тогда он якобы будет учиться эффективнее. Существуют даже тесты, которые помогают узнать, какой из этих типов обучения подходит конкретному человеку.

В Калифорнийском университете в 2006 году провели исследование. Ученые проверяли, покажут ли студенты высокие результаты, если в обучении использовать материалы в зависимости от типа информации, которую они лучше воспринимают. Для тех, кто считал, что лучше воспринимает визуальные данные, было больше иллюстраций, а для тех, кто предпочитает текст – соответственно, текстовых материалов. Затем участники эксперимента проходили общий тест. Результаты особо не улучшились.

5. Интеллект зависит от размера мозга

А теперь давайте подумаем логически. Вспомните картинку из учебника биологии с этапами эволюции. Мозг неандертальцев, или Homo sapiens, которые жили сотню тысяч лет назад, был гораздо крупнее мозга современного человека. Но при этом их уровень интеллекта был ниже уровня современного человека. То есть интеллект становился выше, а размер мозга меньше. Даже эволюция против этого мифа!

Говоря об уровне интеллекта, перед учеными всегда встает вопрос: а каким способом его измерить? Стандартные тесты вроде IQ по-прежнему используют для определения уровня интеллекта. Хотя все больше исследований доказывают, что IQ оценивают скорее нашу способность решать конкретный тип задач. Например, как мы справляемся с математическими примерами. С помощью IQ сложно измерить общий уровень интеллекта, который также подразумевает, например, умение общаться, учиться и решать повседневные задачи, считает Хайтович. Так что на уровень интеллекта куда больше влияет структура мозга, а не его размер.

Ну что, готовы устроить встряску мозгу? Тогда вперед на «Викиум»! Проходите вводное тестирование (займет около трех минут), на основе результатов которого будет сформирована индивидуальная программа тренировок. Занимаясь всего 15-20 мин в день, вы сможете улучшить внимание, память, концентрацию, а вместе с ними повысить работоспособность.

Показать полностью
4

Источник