Где искать «пасхалки»: как авторы передают скрытые послания в искусстве

Многие любят искать в кино скрытые послания, или «пасхалки» – тот термин возник благодаря католической Пасхе. На Западе в этот праздник родители прячут по всему дому крашеные яйца, которые дети потом с большим интересом ищут. Малыши думают, что эти дары приносит им пасхальный кролик. «Пасхалки» любят оставлять в своих работах и кинорежиссеры. К примеру, в «Пиратах Карибского моря» можно разглядеть Микки-Мауса. Веселый мышонок появился на сережке Джека Воробья. Самый популярный символ «Диснея», если смотреть внимательно, мелькает почти во всех проектах студии. Какие еще бывают «пасхалки» и где они прячутся, узнали корреспонденты «МИР 24». 

Дети-то вряд ли знакомы с творчеством Пикассо. Вполне возможно, этот художник – любимый мастер режиссера «Истории игрушек» Джона Лассетера. Подобная отсылка – это самая настоящая «пасхалка». Скрытое послание, которое не имеет никакого отношения к основному сюжету, но очень значимое для создателей фильма. Кстати, в «Истории игрушек» много отсылок к триллеру «Сияние» Стэнли Кубрика. Это и одинаковые ковры, и число 237. Кинокритики говорят – такие «приветы» коллегам по цеху встречаются довольно часто.

«Большой привет передает Спилберг своему другу Джорджу Лукасу, показывая в фильме, как Индиана Джонс, попав в некий подвал то ли пирамиды, то ли древней раскопки, находит на стене рисунки, которые были оставлены древними людьми. И вот помимо, собственно, фараонов и их собак, на стене есть R2-D2 и C-3PO. Надо просто внимательно смотреть – они там присутствуют», – рассказал кинокритик Роман Григорьев.

«Пасхалки» часто объясняют авторскую позицию, что-то подсказывают. Они могут появиться всего на секунду, но их обязательно увидят те, кому они предназначены. Иногда «пасхалки» размещаются в виде плакатов или надписей на задних планах. Их можно заметить, если пристально рассматривать кадры. Например, «пасхалку» обнаружили кинокритики в трейлере нового «Джокера».

В одном из кадров не отчетливо, но видно, что на стене у главного героя висит картина Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом». Эта картина вдохновила Виктора Гюго на написание романа «Человек, который смеется» – про мальчика из бродячего цирка, которому разрезали щеки для вечной улыбки. А уже одноименная экранизация романа сподвигла авторов комикса про Бэтмена на создание «Джокера».

«Сценарист или режиссер, который этот факт прочитал, хочет каким-то образом похвастаться этим: «я такой умный, я дошел в своей работе до таких глубин». Но никак иначе, кроме как вставить какой-то кадр, какой-то объект, это сделать невозможно. Потому что у тебя очень тесный хронометраж, ты же не можешь рассказывать забавные факты. А дать понять, что ты знаешь об этих забавных фактах, конечно, всегда можешь», – отметил сценарист Алексей Караулов.

«Пасхалки» встречаются и в российском кино. Чаще как дань уважения. Так, отдельные кадры из «Приключений кота Леопольда» напоминают сразу несколько фильмов. Это и «Белое солнце пустыни», и «Кавказская пленница». Кстати, на легендарную троицу – Никулин, Вицин, Моргунов – сделали пародию и в «Бременских музыкантах».

Ещё на Info-Vsem.Ru: Скончался американский писатель Уоррен Адлер

«Пасхалки» считаются хорошим упражнением для мозга. Поиск секретов в кино развивает не хуже кроссвордов и игр на логику. Разглядев непонятную для себя отсылку, увлеченный зритель начнет искать ее историю и таким образом расширять свой кругозор. И гораздо интересней, если «пасхалка» будет сделана со вкусом, то есть «зашита» глубоко в сюжет, а не оставлена на поверхности.

Источник

Источник